Ки Вест – Козумел (Мексика)
Пришло время двигаться дальше. Самолет заправлен и проверен, пожалуй, нужно разбираться с таможней и паспортным контролем. Звоню в таможню, расположенную где-то на аэродроме, и объясняю, что собираюсь улетать в Мексику и хочу пройти необходимые таможенные процедуры. В ответ на это сотрудник таможни интересуется, какие товары я везу. Услышав, что только личные вещи, теряет ко мне всякий интерес и сообщает, что никаких вопросов у него к нам нет, летите, куда хотите ! Ладно, но я хочу сдать форму I-95 (бумажку, которую получал при въезде на территорию США). Таможенник советует обратиться в паспортный контроль и дает мне номер телефона. Звоню туда, и снова обнаруживаю, что мы никому не интересны. Я пытаюсь объяснить, что у меня есть бумажка, которую я должен сдавать и т.д. В результате мне говорят, что сейчас я могу не беспокоиться, а вот при возвращении в США я объясню ситуацию, сдам эту бумажку и получу новую. Вот и все, можно лететь !
После взлета я решаю запросить сопровождение у диспетчера. Хотя полет визуальный, и я не обязан поддерживать с кем-либо связь, кроме моментов пересечения границ, все же как-то спокойнее быть в постоянном радиоконтакте. Набираю 6500 футов, обнаруживаю, что немного болтает, и поднимаюсь до 8500. Здесь поспокойнее, да и видно дальше. Диспетчер подтверждает, что видит меня на локаторе и просит доложить пересечение к одной из точек на маршруте, расположенной непосредственно перед входом в воздушное пространство Кубы.
Полет проходит нормально, даже скучновато, и напряжение немного спадает. Даже как-то не верится в реальность происходящего. Проходит час, слева по курсу на горизонте показывается земля – Куба. Да, не думал, что первый раз увижу ее вот таким образом… Кстати, пора бы доложить о подходе к соответствующей точке и получить новую частоту для связи с кубинскими службами. Начинаю вызывать Ки Вест, а в ответ – тишина… Через некоторое время до меня доходит, что дальности действия моей радиостанции недостаточно, чтобы пробить такое расстояние. Стоило бы и раньше об этом подумать, но теперь уже поздно, а граница с Кубой приближается… Меня начинает охватывать некоторая паника, в голову лезут образы кубинских самолетов-перехватчиков, окружающих меня со всех сторон, и прочие подобные ужасы. Ладно, хватаю карту и пытаюсь найти какую-нибудь частоту. От волнения сначала не могу найти на карте не то, что нужную частоту, а даже Кубу ! Потом обнаруживаю сноску со списком частот и станций, с которыми стоит попробовать пообщаться. Беру первую попавшуюся – Гавана-центр, и начинаю ее вызывать. Сразу же приходит ответ, причем мне не приказывают немедленно приземлиться и быть строго наказанным за вход в воздушное пространство без предварительного уведомления, а просто уточняют тип самолета, маршрут и просят переключиться на другую частоту. Перехожу на Гавана-радио, они уже в курсе обо мне и просят сообщить ожидаемое время выхода из их воздушного пространства. Я выдаю им эту информацию и, уже наученный, сразу же запрашиваю следующую частоту. Получив частоту, я вытираю пот, хотя на высоте совсем не жарко. Пока можно расслабиться на очередной час. По прошествии это часа докладываю Гавана-радио и перехожу на связь с Канкун-подход. Снова почем-то ожидаю, как минимум, недоумения – типа, что это за мелочь тут летает, работать не дает. Но вместо этого со мной здороваются, выдают информацию о погоде в Козумеле и просят сообщить, когда я буду на расстоянии 50 миль от аэродрома. На указанном расстоянии вызываю подход, который без лишних слов переводит меня на связь с Козумелом. Далее Козумел выдает мне подробное объяснение, как я могу найти визуально аэродром, хотя его и так видно километров за 30…
Визуальный заход на посадку, руление на парковку и вот я стою на мексиканской земле. Первым делом обращаю внимание на стоящие вокруг самолеты. Еще бы, ведь это до боли знакомые Л-410, только в экзотической раскраске Карибских авиалиний. Однако что делать дальше ? Размышления прерывает сотрудник аэропорта, подошедший к самолету. Однако выясняется, что с английским у него определенные проблемы, такие же, как у меня с испанским (а испанский я не знаю совсем). Положение спасает Кэрин, которая свободно говорит по испански. Выясняется, что мы можем заправить самолет, после чего нам нужно идти в здание аэропорта, где в определенной последовательности мы обойдем несколько аэропортовых служб. Подъезжает заправщик и заливает полные баки бензина. Появляется следующая проблема – кредитные карты он не принимает, а местной валюты у нас, естественно, нет. Заправщик соглашается брать доллары, но называет такой курс, от которого у меня солнечные очки лезут на лоб. Видя мое удивление, переходящее в непонятно что, заправщик улучшает курс, но все равно мы платим процентов на 30 больше, чем стоило бы… Ладно, делать нечего, расплачиваемся, берем вещи и идем в здание. Далее начинается процесс хождения по аэропорту в поисках всех необходимых кабинетов. К счастью, люди очень доброжелательные, и особых проблем до последнего момента не наблюдалось. А вот в последнем кабинете комендант аэропорта, просмотрев документы на самолет, вдруг сообщил, что у нас имеется «уно проблемо», т.е. одна проблема. Проблема заключалась в том, что буквально несколько дней назад вступило в действие новое правило, согласно которому необходимо получать разрешение на посадку в Мексике, если самолет не принадлежит пилоту, как и в нашем случае. Я начинаю представлять себе, как наш самолет арестовывают, нас штрафуют и выдворяют из страны. Подруга же наивно начинает объяснять, что мы «сами люди не местные, ничего не знали, что же нам делать». Однако, к моему удивлению, комендант соглашается, что это действительно не совсем хорошо, и начинает звонить в Мехико с целью срочного получения соответствующего разрешения для нас ! У меня это просто в голове не укладывается, ведь это исключительно наши проблемы ! В Мехико выслушивают и просят прислать соответствующие бумаги по факсу, после чего обещают в течение часа выслать разрешение. Мы начинаем искать место, где можно ждать в течение часа, но комендант сообщает, что нам здесь торчать незачем и предлагает спокойно ехать в гостиницу, а разрешение никуда не денется… Естественно, мы хватаем все наши сумки, берем такси и уже через пол часа наслаждаемся отдыхом в отличной гостинице с крайне живописным видом на океан…
Козумел – Тикал (Гватемала)
Два дня на Козумеле пролетают быстро, и вот мы снова в аэропорту. Первым делом заходим к коменданту – как там наше разрешение ? Все в порядке, факс пришел, и мы можем спокойно идти оформлять все бумаги. Сначала подаю план полета, предварительно получив информацию о погоде на маршруте. Погода хорошая, поэтому решаю лететь визуально, о чем и делаю соответствующую пометку в плане. Затем оплачиваю различные аэропортовые сборы, в общей сложности, получается около 50 долларов. Проходим таможенный контроль, получаем штампы в паспорта и выходим к самолету. Далее, как обычно – проверка самолета, выруливание на взлетку и до свидания, Козумел !
После пересечения границы Мексики с Гватемалой вызываю Тикал, чтобы доложить о нашем вторжении в их воздушное пространство. Однако, похоже, наши радиостанции находятся слишком далеко друг от друга, и Тикал меня просто не слышит. Просто так, без связи, пересекать границы государств немного неуютно, и я начинаю искать на карте какую-нибудь другую частоту, но мне на помощь приходит рейсовый самолет, который недавно вылетел из Тикала и имеет с ним связь, но при этом слышит и меня. Летчик спрашивает, что я хочу доложить Тикал-подходу и передает мои слова туда. Тикал подтверждает прием информации, я благодарю пилота и уже со спокойной душой продолжаю путь.
Постепенно горы внизу практически исчезают, и под нами от горизонта до горизонта раскидываются самые настоящие джунгли. Раньше такое я видел только по телевизору, а вот сейчас начинаю думать, что можно сделать в такой ситуации при необходимости вынужденной посадки, ведь вокруг нет ни одного пятнышка земли, не покрытого высоким зеленым ковром. В конце концов решаю, что чем меньше о всякой чепухе думаешь, тем меньше вероятность, что она случится. Тем более что в этот момент подруга радостным криком, от которого я чуть не проглотил микрофон наушников, обращает мое внимание на неожиданно возникшие среди джунглей развалины древних строений. Ради них, собственно говоря, мы и летим в Тикал, ведь здесь находится один из самых известных в мире древних городов майя. Честно говоря, зрелище, особенно из воздуха, впечатляет. К сожалению, особо налюбоваться не я не успеваю, так как пора приступать к дальнейшему снижению и поиску аэродрома…
Через пол часа мы уже стоим перед сотрудником паспортного контроля, который с большим интересом рассматривает мой паспорт. Похоже, русские, да еще на таких самолетах, сюда залетают не часто… Тем не менее через несколько минут мы улаживаем все формальности и выходим из здания аэропорта. Сегодня нас ждет древний город, а завтра с утра снова в самолет…
Тикал – Гватемала-сити
Так как нам предстоит перелет внутри страны, то проходить паспортный и таможенный контроль необходимости нет, поэтому мы идем прямо в штурманскую, где я должен получить информацию о погоде подать план полета. К некоторому моему недовольству, информация о погоде представляла собой клочок бумаги, на котором от руки было написано несколько строчек. Пока я рассматривал эту сводку и раздумывал, как лететь – визуально или по приборам, выдавший мне эту информацию человек уверенно посоветовал лететь визуально, мол, у нас все так летают ! И я поддался на провокацию… После уплаты аэропортовых сборов (что-то около 30 долларов) мы сели в самолет и перерулили на другой конец полосы, где располагалась база ВВС Гватемалы. Я не собирался узнавать их военные секреты, мне просто нужен был бензин, а заправка располагалась именно здесь. Через минуту к нам подошел человек в форме и поинтересовался, чего нам нужно. Мы объяснили, после чего военные начали быстро доставать откуда-то из-под земли шланги и подключать их к самолету. К некоторому их удивлению и моему расстройству из шлангов ничего не полилось. Оказалось, что весь бензин в этой емкости закончился, а из другой цистерны закачать его невозможно. Видя наши огорченные лица, офицер отдал несколько команд, солдаты схватили разнообразные емкости и побежали к дальней цистерне с топливом. Пока самолет заправлялся, я изучал технику, на которой летают доблестные гватемальские ВВС. Техника впечатляла – в ангаре стоял знаменитый Мустанг P-51, широко использовавшийся во времена Второй мировой войны, а рядом с ангаром гордо блестел обшивкой не менее легендарный DC-3, прославившийся еще раньше Мустанга.
Тем времени баки нашего самолетика заполнились, мы расплатились долларами по вполне сносному курсу и я попытался выйти на связь, чтобы запросить выруливание на полосу и взлет. Однако попытки связаться успехом не увенчались. Я переключился на другую радиостанцию, затем на резервную частоту – ничего… Несколько разозлившись, посмотрел на стоявшую рядом башню, в которой, очевидно, спали диспетчера. Из башни прямо на нас светил яркий зеленый свет. Ага, похоже, у них что-то не в порядке с радио… Тем не менее, зеленый свет разрешает руление, и я занял позицию в начале полосы. Снова зеленый свет – разрешение на взлет. Я доложил в пустоту о том, что взлетаю, и через несколько минут снова оказался над джунглями. Неожиданно молчавшее радио вдруг ожило – диспетчер вызвал меня и извинился, сообщив, что у них был отказ генератора, питавшего электричеством все оборудование. Я поблагодарил за предоставленную возможность улететь, после чего перешел на связь со следующим пунктом…
Особенность аэропорта в Гватемала-сити заключалась в том, что превышение аэропорта над уровнем моря составляет более 1500 м, но даже при этом он находится в окружении гор, в такой своеобразной чаше. Понятно, что при подлете к нему приходится забираться достаточно высоко, чтобы перелететь все эти вершины. Однако при приближении к аэропорту стало понятно, что решение лететь визуально было большой ошибкой. Местность начала плавно подниматься вверх, а вот облачность стала заметно гуще и потихоньку стала прижимать меня к земле. Перейти на план полета по приборам было уже невозможно, так как минимальная высота, при которой возможно сопровождение, составляла на данном участке 15000 футов, тогда как потолок нашего самолета был 13000 футов. Если бы я решил с самого начала лететь по приборам, то выбрал бы другой маршрут, но сейчас это уже было поздно. В принципе, над равниной я мог бы немного нарушить правила и периодически пролетать сквозь облака, хотя это тоже не очень хорошо, но в условиях гористой местности такие вещи часто заканчиваются очень печально. Поскольку в наши сегодняшние планы авиакатастрофа никак не вписывалась, я начал постоянное маневрирование в попытках набрать высоту, оставаясь при этом все время в разрывах между облаками. В конце концов, мне это удалось, хотя нервы были потрепаны изрядно. Дальше все прошло достаточно спокойно, над самим аэродромом было практически чистым. Правда, посадочный торец полосы находился буквально на краю пропасти, в результате чего было ощущение, что заходишь на посадку на авианосец, вот только полоса была длиной пару километров… После посадки возникла небольшая путаница, так как диспетчер руления сначала отправил нас на международный терминал, но я объяснил ему, что вылетал из аэродрома, находящегося в Гватемале, после чего нам дали перерулить на обычную стоянку. Пока мы выгружали вещи, к нам подъехал заправщик и мы залили полные баки бензина. Что приятно, наконец-то я смог расплатиться за топливо кредитной картой, а не переплачивать на разнице в курсах…
Гватемала-сити – Либерия (Коста-Рика)
Два последних дня в Гватемале пролетели быстро, и снова уже ставшей привычной процедура предполетного оформления всех документов. Для этого мы переруливаем на международный терминал, где в офисе, именуемом Flight Operation проходим и таможню, и паспортный контроль, там же я подаю план полета и оплачиваю аэропортовые сборы. Кстати, сборы на самом деле не совсем аэропортовые, в первую очередь это плата за управление воздушным движением. Кроме того, каждый пассажир должен оплатить собственно аэропортовый сбор, в зависимости от страны и аэропорта от 20 до 35 долларов. В принципе, можно было бы оформить подругу вторым пилотом, но делать это лень, так что все вместе стоит порядка 40 долларов. Не бесплатно, но намного меньше, чем в том же Пулково.
Зная, что аэродром находится на высоте более 1500 м, и температура воздуха около 35 градусов жары, я заранее готовлюсь к более длинному, чем обычно, разбегу. Зажимаю тормоза, даю максимальный газ и обнаруживаю, что наддув вместо обычных 27-ми менее 24-х. Самолет реагирует на это должным образом – разгоняется так, что мне хочется выйти и подтолкнуть его. Хорошо, полоса длинная, и я в конце концов отрываюсь от нее. Сначала набираю немного повышенную скорость практически в горизонте на высоте 2-3 метра, затем беру штурвал на себя. Однако самолет начинает просто терять скорость практически без набора высоты. В результате я опускаю нос и начинаю набор буквально по пол метра в секунду.
Погода отличная, поэтому снова решаю лететь визуально. На это раз особых проблем с облачностью не возникает, поэтому основная часть пути проходит без приключений.
На пути к Коста-Рике нам стоит пролететь прямо над территорией Эль-Сальвадора. Честно говоря, опять немного страшновато – ситуация у них в стране не совсем стабильная, на картах обозначена необходимость обязательного получения разрешения на пролет через их воздушное пространство. К сожалению, запрос у меня есть, а вот ответ так и не был получен. Поэтому при подлете к Эль-Сальвадору я вызываю Сан-Сальвадор-радио с некоторой опаской, заранее прикинув маршрут обхода, благо страна по размеру, как Ленинградская область. Однако первая же фраза диспетчера меня успокаивает: «Welcome to El-Salvador airspace ! – Добро пожаловать в воздушное пространство Эль-Сальвадора !». Да, ничего не скажешь… Тем более, разговаривать особо некогда – на горизонте появляется то, что я еще никогда в жизни не видел – действующие вулканы. Причем обнаруживаю, что темные тучи на горизонте на самом деле являются дымом от этих вулканов. Прикинув, что по высоте перепрыгнуть их вряд ли удастся, начинаю своего рода слалом между достаточно неприятно выглядящими тучками. На всякий случай предупреждаю диспетчера, чтобы тот не удивлялся, наблюдая за моими маневрами на экране локатора. Диспетчер относится к моему сообщению с пониманием и только просит сообщать об изменениях высоты.
Кстати, из-за вулканов магнитный компас ведет себя очень странно. Похоже, он показывает направление не на север, а на ближайший вулкан. Ладно, у меня две GPS, одна встроенная в приборную панель, вторая моя портативная.Между прочим, в России на использование GPS необходимо получить разрешение. А разрешение можно получить только на GPS, у которой искусственно введена погрешность в определение координат. Дело в том, что по нашим законам знание своего местонахождения с точностью лучше 100 м является государственной тайной. Действительно, а зачем нормальному человеку знать, где он находится ? Ничего подобного ни в одной другой стране мира мне встречать не приходилось…
До места назначения остается минут 20 лету, начинаю снижаться. На высоте около 600 м самолет начинает ощутимо потряхивать, причем все сильнее и сильнее. Выхожу на связь с аэродромом, среди прочего мне сообщают погодные условия – ветер 30, порывы до 40 узлов. Я и так понимаю, что это круто, однако пересчитываю в более привычные для себя единицы. Да, 15 метров в секунду, порывы до 20… Правда, ветер практически строго по полосе, что упрощает задачу. Единственное, что сильно достает – болтанка, которая при приближении к земле заметно возрастает. Решаю садиться, не выпуская закрылков и на слегка повышенной скорости. В какой-то момент времени порыв ветра неожиданно поворачивает самолет градусов на 30. Все бы ничего, но гироскопический момент вращающегося винта создает такую нагрузку на вал двигателя, что звук от этого меня откровенно пугает. Еще не хватало, чтобы винт отлетел… Тем не менее, уже через пол минуты самолет катится по полосе. С некоторым трудом заруливаю на стоянку, где меня уже ждет сотрудник аэропорта. Вместе с ним подтаскиваем к самолету какие-то камни и железяки, которые я использую вместо колодок на колеса. Все-таки есть желание найти потом самолет на своем месте. Далее проходим через таможню с паспортным контролем и минут через 15 садимся на такси, чтобы отправиться в свою гостиницу…
|