28 Мая, позднее утро. Мы въезжаем на территорию бывшего военного аэродрома в Чешском Градце-Кралове. Указатели на перекрестках быстро приводят нас к свежепостроенному двухэтажному длинному зданию с транспортом «LT-Ультралайт» на крыше, стоящему в двух шагах от ангаров и ЖБУ которых в советские времена базировались МИГ-21, МИГ-23 и СУ-25. По одному экземпляру этих самолетов стоит в экспозиции небольшого авиамузейчика в компании нескольких вертолетов. Нас встречает владелец «LT-Ультралайт» Юрий, который, как вскоре выяснилось, по совместительству и шеф-пилот предприятия, а, кроме того, и страстный автогонщик, завоевавший не мало призов на различных соревнованиях. После неизбежной чашки кофе, которая в свете раннего подъема и 200 километрового автопробега оказалась очень кстати, Юрий быстро определил круг наших интересов и сказал: « Что ж, пойдемте в моё хозяйство, покажу все в воздухе и на земле». Два самолета уже были выкачены из ангара и расчехлены, и Юрий сходу указал мне на правое кресло, сверкающего свежей белой краской пластикового верхнеплана «Сириус». Посадка в кабину оказалась очень удобной, прямо с земли в кресло, этому очень способствовало штурвальное управление, как у ЯК-18т., при очень небольшом размере самолета кабина показалась довольно широкой даже для таких плечистых ребят, как мы с Юрием, да и грузовой отсек, рассчитанный на 43 кг., весьма просторный. Пока прогревается двигатель, осваиваюсь с оборудованием кабины. Приборы традиционные, стрелочные (хотя возможна и установка жидкокристаллических индикаторов комплексного отображения информации), прозрачные трубки топливомеров крыльевых баков над дверцами справа и слева, РУД и триммер руля высоты один на двоих между креслами, закрылки трех позиционные с электроприводом.
Очень понравилась мне простая и очень эффективная конструкция круглой форточки на остеклении дверцы. И вообще отделка кабины тщательная и продуманная, как в дорогом авто. На выруливании сказал Юрию, что летал в основном на спортивно-пилотажных самолетах, и он сразу предупредил, что это совсем-совсем не пилотажный самолет « для пожилых джентльменов, предпочитающих комфортные длительные перелеты». Жужжавшая над аэродромом реплика истребителя времен Первой Мировой уже приземлилась и нам разрешили взлет в зону над точкой. Погода для знакомства с самолетом почти идеальная - тонкая сплошная слойка верхнего яруса, термички нет, ветер 3-4м/с, правда, строго боковой. Разбежалась птица быстро и почти незаметно- сказались колеса довольно большого диаметра и гладкие стыки аэродромных плит, легкое взятие штурвала на себя и мы в воздухе. Юрий убирает закрылки, триммирует машину, и, не говоря ни слова бросает управление, а высота еще метров 30-40... Штурвалы мягко покачиваются от легкой турбулентности. Что- ж, он бросил, я взял и начал знакомиться, набирая по коробочке. По крену довольно отзывчивая, ноги на вводе в разворот и выводе нужно немного, набрали 500, и Юрий велел перейти в горизонт, прибрал газ до 4500 об и стрелка поползла к 200км/ч.- «крейсерский режим», затем убрал обороты до 4000- «режим максимальной продолжительности», стрелка почти не шелохнулась. Я решил, что на машине установлен автоматический винт изменяемого шага, но Юрий не подтвердил моего предположения. На этом самолете установлен фиксированного шага винт, но упругая деформация лопастей позволяет их концевым зонам облегчаться на малых скоростях при высоких оборотах, поэтому далеко не все покупатели заказывают автоматический ВИШ даже на « Стинг», обладающий более широким диапазоном скоростей. При тестах на минимальные скорости с выпущенными и убранными закрылками «Сириус» подтвердил все, что написано в рекламных буклетах, хотя сваливания по сравнению с « Евростаром» были резковаты и с тенденцией возникновения крана. В тоже время, то , что эти режимы демонстрировались на высоте 400 метров, давало понять, что опасного развития ситуации легко избежать. После моих скольжений, спиралей и боевых разворотов Юрий выключил двигатель, указал мне на скорость 120 ,чтобы остановить винт и сказал: « а теперь давай как на планере, у него качество 16! И действительно с высоты 400 метров вовсе не хотелось побыстрее построить заход. Я поделал пикирований и горок, почти не потратив высоты, а когда Юрий запустил двигатель, не удержался и снизился в направлении длинного пруда, намереваясь пройти над водой ниже верхушек окружающих пруд деревьев – самолет создавал ощущение безопасности, доступности и простоты пилотирования, но Юрий вовремя сообщил, что над территорией за прудом летать запрещено и хулиганство на малой высоте пришлось отменить... На заходе на посадку с полностью выпущенными закрылками глиссада была вполне привычной для пилота ЯК-18Т, за исключением того, что в нашем случае газ был полностью убран. Боковой ветер компенсировался небольшим отклонением по курсу, которое перед касанием устранялось небольшой дачей ноги. Экранного эффекта на выдерживании я не почувствовал, тенденции к взмыванию никакой. Когда я решил, что посадочное положение создано и пора касаться, Юрий улыбнулся: « Тяни, тяни, смелее, он еще может лететь!» и я коснулся , уже опасаясь чиркнуть бетон хвостом, зато пробег получился короткий и почти весь на 2–х. колесах. Заруливал Юрий, подняв носовое колесо, причем опустил его метров за 50 до остановки.
|